Сон обычного человека состоит из 4 фаз, сон кормящей женщины состоит из 3 фаз, сон младенца - двухфазный, третья фаза сна формируется к концу первого года жизни. Сон ребенка не похож на сон взрослого, он просто иначе устроен. И многие нарушения сна у детей связанны с тем, что родители не представляют себе этих отличий.
07-11-2012
Неспящие детки
07-11-2012
Что такое сон и зачем людям спать
Думая о том, стоит ли тратить время и силы (иногда немалые) на укладывание беспокойного малыша, родителям стоит четко осознавать: нет нормального сна - нет нормального бодрствования. Ребенок, который не спит, как надо - не воспринимает информацию , как надо. Это верно , если мы говорим о периоде достаточно длительном - про все первые семь лет жизни ребенка. А правильные установки, касающиеся сна, нужны с самого младенчества.
Бытует среди родителей распространенное заблуждение - ребенок, с того момента, как он родился - человек, который сам знает, что и когда ему нужно. Он хорошо знает, когда ему нужно заснуть и сколько проспать.Что касается еды, то во многих случаях родители действительно могут положиться на естественное чувство голода у ребенка. Даже самый маленький младенец в состоянии показать, когда он голоден.
Со сном все обстоит несколько сложнее.Последние 150-200 лет в наблюдениях педиатров и семейных врачей все чаще отмечаются расстройства сна у маленьких детей.Что тому причиной - об этом можно рассуждать долго.
Не последнюю роль играет темп жизни современного городского человека, современной семьи с ребенком. Ритм жизни кормящей мамы часто тоже не идеален - слишком много суеты, дел, впечатлений. Спокойствия и размеренности жизни современному городскому человеку явно недостает. Насыщенным и перенасыщенным является и само «информационное поле» городской квартиры, в которой могут одновременно работать телевизор, пара компьютеров и ультразвуковая стиральная машинка. Даже взрослому человеку подчас непросто заснуть в одной комнате с работающим компьютером. А что говорить о маленьком ребенке, который не может словами выразить причину своего перевозбуждения.
Суточные ритмы городского человека также далеки от естественных. Мы любим поздно ложиться и спать подольше, если есть такая возможность. А детям , маленьким детям, гораздо более свойственны солнечные ритмы - вставать и ложиться вместе с солнышком.
Это, так сказать, общие моменты, с которыми сложно что-то сделать вообще - таков нынешний стиль жизни, и надо просто осознавать, насколько он влияет на вас и степень возбудимости вашего малыша.
А есть масса мелких технических ошибок и спорных взглядов родителей, которые могут очень мешать ребенку нормально засыпать и хорошо спать. О них мы и поговорим.
Возрастные особенности сна
Мы будем говорить о возрастных особенностях сна ребенка от года до четырех-пяти лет без существенных психологических и неврологических проблем.
Физиологическая незрелость сна ребенка первого года жизни
Ребенок в первые 10 месяцев своей жизни может спать по 20-40 минут, и это не является нормой, но и не считается заболеванием, при условии, что ночной сон ребенка не прерывается также часто. Феномен «двадцатиминутного сна» отравил жизнь многим и многим родителям. Выглядит это так : вы долго-долго укладывали ребенка, и наконец он заснул. Вы подождали еще немного, и уже совсем глубоко заснувшего малыша, переложили в кровать. А сами тихо-тихо попытались вернуться к долгожданному чаю или недожаренной картошке. И только-только вы что-то собрались сделать - из детской слышится писк.
Ребенок проснулся, и сна у него ни в одном глазу, а глаза блестят . Кажется, что ребенок выспался, но совсем скоро, он начинает капризничать снова, хорошо ему только на руках. Сразу видно - не доспал. Если такое в вашей родительской жизни происходит изо дня в день - знайте, это не есть норма.
Как устроен сон ребенка:
Сон обычного человека состоит из 4 фаз, сон кормящей женщины состоит из 3 фаз, сон младенца - двухфазный, третья фаза сна формируется к концу первого года жизни. Сон ребенка не похож на сон взрослого, он просто иначе устроен. И многие нарушения сна у детей связанны с тем, что родители не представляют себе этих отличий.
Особенности высшей нервной деятельности детей, влияющие на засыпание:
- Детям до 3,5-4 лет свойственно доминирование (преобладание) процессов возбуждения над процессами торможения. У человека очень длинное детство. И все дошкольное детство ребенок не только активно растет, но и многие сферы его развития претерпевают качественные изменения.
- Только 10-15% детей могут чувствовать степень своего перевозбуждения (таковы характерологические особенности). Если придерживаться традиционной классификации темпераментов, то можно говорить о том, что самостоятельно, совсем без посторонней помощи могут засыпать только дети-флегматики. Маленьким холерикам заснуть мешает перевозбуждение, свойственное данному темпераменту, у маленьких сангвиников слишком большой запас энергии, и они не чувствуют усталости очень долго.
- Перевозбуждение может становиться привычным. Особенности психофизиологического развития ребенка таковы, что так называемый «корковый контроль» над процессами возбуждения в нервной системе «дозревает» только к 3,5 годам. На практике это означает, что мы можем ждать от ребенка способности самостоятельно справиться с перевозбуждением не раньше этого возраста, а реально, где-то на полгода позже.
До этого времени малышу гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться. Именно поэтому воспитание маленького ребенка - такое энергоемкое дело. Именно поэтому они так часто плачут и орут. Именно по этой причине в арсенале народной педагогики так много средств для отвлечение, успокоения, утешения ребенка.
Если для многих современных мам крик и слезы ребенка чуть ли не признак педагогического провала, то для наших предков было свойственно гораздо более спокойное отношение к детскому плачу. Собаки лают, кошки мяукают, дети - плачут. Плача не боялись, плачущего и не спящего ребенка умели успокоить. Для этого существовали - и существуют, только , к сожалению, редко используются - и колыбельные и потешки и пестушки.
Помните, что перевозбуждение и крайняя усталость подкрадывается к ребенку быстро и незаметно.Один момент - и он уже не может контролировать себя, а хнычет, плачет, кричит, скачет как команч.
Замечать признаки надвигающейся усталости - достаточно сложный поведенческий навык. Не все взрослые могут похвастаться, что хорошо умеют чувствовать подкатывающее переутомление.
Что касается ребенка, то он сможет научиться предчувствовать усталость и правильно на нее реагировать лишь ближе к 4 годам.
Для того, чтобы спокойно заснуть, нужна «хорошая усталость», а не перевозбуждение.
Очень часто городские дети, особенно в осеннее-зимнее время не могут заснуть просто потому, что не израсходовали достаточное количество физических сил - попросту говоря, не нагулялись.
Усталость, которую дает телевизор, компьютер, а также просто беготня по дому - недостаточна для того, чтобы спокойно и крепко заснуть.
Ребенку дошкольнику непременно нужна мышечная нагрузка и достаточное, но не слишком большое количество впечатлений.
Если в силу каких-либо обстоятельств у вас не получилось погулять. Непременно устройте для малыша что-то вроде спортивных состязаний или зарядки, но не менее, чем за час до сна.
Купание в ванной , которое длится не менее 20 минут - также хороший способ получить достаточное количество сенсорных впечатлений и снять перевозбуждение. И конечно в ванной должны быть интересные игрушки, способные привлечь и удержать внимание малыша.
Одна из главных задач родителя маленького ребенка - следить за уровнем его возбуждения:
Уровень возбуждения, количество впечатлений, должно быть оптимальным - не большим и не маленьким. То есть ребенку должно быть не скучно, достаточно интересно, и впечатления должны быть разнообразными. Малыш не должен скучать. Но впечатлений всех модальностей (зрительных, слуховых, двигательных, социальных) не должно быть слишком много. Как известно, «много хорошо - не хорошо».
Проблема в том, что мера впечатлений, полезная каждому ребенку, глубоко индивидуальна. И даже для одного и того же ребенка в разные периоды развития полезно разное количество стимулов.
И чувствовать эту меру родитель должен учиться интуитивно. Без слов понимать, когда ребенка уже «хватит». Именно это - одно из тончайших родительских искусств.
Ведь ребенок довольно долго, лет до 4-5 не сможет дать словесный отчет о своем состоянии - его настроение это живые качели эмоций. И часто родители не успевают пронаблюдать.
Видеть признаки надвигающейся усталости
Как правило, внимательный родитель вполне может сказать, что меняется в поведении его ребенка, когда тот устал, перевозбудился или собирается заплакать.
Нужно учиться выделять эти маленькие черточки в поведении, которые выдают состояние вашего ребенка.
Кто-то может начинать очень часто и громко смеяться, кто-то становится плаксивым и плачет буквально по любому поводу. Некоторые дети начинают более резко двигаться, задевая углы и даже падая. У кого-то меняется тембр голоса и темп речи.
Эти изменения. Свойственные именно вашему ребенку, нужно хорошо знать, вовремя замечать и учитывать, пока ребенка еще не «сорвало».
Перевозбудившемуся ребенку заснуть гораздо труднее
Вот это правило родителям стоит запомнить на все дошкольное детство малыша. Тут самой удачной аналогией является сравнение психического состояния малыша с электрической лампочкой, которая от удара может становиться «на перекал», то есть работать с большим накалом, чем обычно, но и гораздо быстрее перегореть.
Так и ребенок, который не лег спать вовремя, очень близок к состоянию истерики.
Стоит учиться видеть признаки надвигающейся на малыша сонливости и усталости, и по возможности помогать ему заснуть.
Гораздо проще заснуть вовремя
У ребенка, так же как и у многих взрослых присутствует система реакций на время, так называемый «динамический стереотип». И если вы кладете малыша спать вовремя, или хотя бы во время, не слишком отличающееся от обычного, заснуть ему намного проще. На уровне психофизиологических процессов организм ребенка готовится ко сну. И на засыпание ему нужно потратить меньше энергии.
Перевозбуждение может становиться привычным. Ребенку , которого не укладывают спать тогда, когда он уже достаточно устал, перевозбужденное состояние может стать привычным.
Постепенно возникает своего рода адреналиновая зависимость. Ведь хроническое возбуждение и у взрослых чревато бессонницей.
Нередко рождение следующего ребенка становится тем стрессовым фактором, который побуждает ребенка отказаться от дневного сна.
Итак:
- Перевозбуждение и перестимуляция - главные враги засыпания.
- Ритм и режим дня помогают ребенку более плавно переходить от сна к бодрствованию.
- Родителям стоит знать главные признаки переутомления и перевозбуждения, и либо укладывать ребенка в этот момент, а если он пропущен - выжидать, когда же наступит следующая сонная фаза. Обычно этот интервал имеет длительность от 40 минут до полутора часов.
Проверенные способы борьбы с перевозбуждением
Если не сердиться и не расстраиваться каждый раз, когда малыш устраивает истерику перед засыпанием или впадает в крайнее перевозбуждение, а понимать, что просто таковы возрастные особенности, и любому ребенку, не только вашему проще перевозбудиться , чем успокоиться - вам будет гораздо легче.
Помните о том, что ребенок не спит не назло вам, не нарочно и не специально. Просто он еще не научился засыпать.
Надо отдавать себе отчет в том, что быть родителем маленького ребенка - творческая и энергоемкая работа, и каждодневные удачи в ней никто не гарантировал.
И если для младенца проверенный веками средства борьбы с перевозбуждением - это соска, пеленка и укачивание, то для ребенка постарше - это колыбельная которую поет мама и определенный порядок дел, которые предшествуют сну.
Правильные привычки, связанные со сном
Помните, что:
- Размеренная , ритмичная жизнь приводит у образованию динамических стереотипов, помогающих при засыпании.
- Не стоит разрешать ребенку определять, когда же ему пора спать - это работа взрослых. Помните, что большинство маленьких детей вообще не любят спать, спать и скучно. Им нужно слышать следующие слова: «Ты еще слишком маленький, для того, чтобы решать , когда тебе пора спать, а когда не пора. Вот ты подрастешь, станешь школьником и тогда сможешь решать это сам. А сейчас, слышишь, часики звонят, это значит, что нам спать пора».
И в некоторых случаях хорошо иметь часы, которые звонят или бьют в то время, когда малышу пора спать утром и вечером. Совершенно волшебная вещь для ребенка - часы с кукушкой. С кукушкой не поспоришь, не то что с мамой.
Не забывайте о том, что у детей - дошкольников мышление магическое и для них сказочные аргументы доступней, чем рациональные. - Маленькие дети - большие традиционалисты. Им проще делать вещи привычные, традиционные, повторяющиеся изо дня в день.
Поэтому старайтесь создать определенный «ритуал укладки» - порядок действий, повторяющийся изо дня в день.
Например:
• сначала можно собрать игрушки в детской и пожелать им спокойной ночи,
• потом желательно пойти в теплую ванну,
• и игрушкам в ванной тоже пожелать спокойной ночи.
• Потом сделать легкий массаж в медленном расслабляющем темпе.
• Почитать стишок или сказку, желательно одну и ту же каждый день
• Посидеть у мамы на ручках, понежиться, обсудить как все знакомые детки и все известные звери ложатся спать.
• Спеть колыбельную и немного покачать малыша.
• Сказать ему, что теперь время сна и положить в кроватку.
Если ваш ребенок начинает в этот момент плакать и протестовать, значит у него сложились не вполне правильные привычки, связанные со сном. Не стоит сразу идти на поводу у ребенка и брать его на ручки, лучше попробуйте посидеть в комнате, чтобы малыш был рядом, но не руках. Не поддавайтесь сразу на сопротивление ребенка. Помните, что засыпание на руках - процесс более длительный, а главное, бесперспективный, потому что ребенку надо взрослеть.
Нужна ли мама для того, чтобы заснуть
Практика показывает, что дети, которые умеют засыпать сами, быстрее засыпают и имеют более длительный и непрерывный ночной сон.
Поэтому, если у вас получится не приучать малыша к вашему присутствию в момент засыпания , лучше будет и вам и ему.
На мой взгляд, мало что вызывает такое раздражение у мамы, как ребенок, которого нужно укладывать часами.
Часто за совместный сон ратуют родители, для которых важна психологическая близость между мамой и ребенком. Но по моему опыту, систематическое длительное укладывание ребенка вызывает не приливы нежности , а приступы усталости и злости.
Нормативы же таковы: не позднее чем к двум годам ребенок должен уметь засыпать сам. А если вы собираетесь вскоре отдавать ребенка в сад, то первый пункт «подготовки» к саду - умение заснуть спокойно, без помощи взрослых.
Надо сказать, что привычки, связанные со сном довольно трудно изменять.
НО есть несколько моментов в развитии ребенка, когда эта трудность несколько меньше: до шести месяцев, в тот момент, когда вы отучаете от груди; в тот период, когда малыш начинает разговаривать фразами.
Если вас не совсем устраивают привычки, связанные со сном, которые есть у вашего ребенка, старайтесь не пропускать эти моменты.
До каких пор нужен дневной сон и зачем он нужен
Психологи, невропатологи, психоневрологи, грамотные педагоги считают, что дневной сон необходим ребенку вплоть до начала обучения в школе. Более того, многие первоклассники, особенно переутомляемые и возбудимые также нуждаются в дневном сне или хотя бы отдыхе.
Общие установки по поводу продолжительности дневного сна такие:
От 9 месяцев до полутора лет ребенку комфортно, если у него 2 дневных сна, не менее чем 1 час 20 минут каждый.
От полутора до трех с половиной лет дневной сон ребенка должен быть не меньше.
Попытка отказаться от дневного сна в два года: правильная реакция родителей
Около двух лет многие дети пробуют перестать спать днем. Связано это с двумя моментами в психическом развитии: во-первых, именно в этом возрасте ребенок научается поддерживать себя в состоянии бодрствования, то есть специально не спать долго, а во-вторых после двух лет дети, как правило, научаются неплохо выражать свою волю и свои желания. Но при этом они не умеют еще соотносить свои желания с желаниями родителей и соображениями пользы.
Родительская позиция должна быть такой: «Ты еще слишком маленький, чтобы решать, спать тебе или не спать. Такие вещи решают папа и мама».
Ваша убежденность в том, что сон действительно необходим, поможет ребенку пройти данный момент развития правильно, то есть сохранив дневной сон.
Если же вы сдадитесь и позволите ребенку не спать - негативные последствия в виде перевозбуждения и вечерней неуправляемости скоро дадут о себе знать, вернуть дневной сон будет довольно трудно.
Подведем итоги:
• Сон - это состояние, не менее важное чем бодрствование.
• Ребенок, который нормально не спит, часто ведет себя невыносимо.
• Полноценный дневной и ночной сон необходим дошкольнику не меньше, чем витамины.
• Трудности с засыпанием у детей происходят не потому, что они делают на зло родителям, а потому, что им нужна соответствующая помощь, чтобы заснуть и успокоиться.
• Старайтесь не приучать ребенка к мысли, что для того, чтобы заснуть, ему необходимо ваше присутствие.
• Формируйте привычки связанные со сном, которые будут годны долго, вплоть до 7 лет.
Добавить комментарий